«Бином фантазии»: игры и техники для развития воображения у детей

«Бином фантазии»: игры и техники для развития воображения у детей - слайд

© Caroline Hernandez, Unsplash

Чем больше информации накоплено у нас в памяти, тем лучше работает наше воображение.

Если вам кажется, что у вас совсем нет воображения, скорее всего, вы ошибаетесь. Воображение – это естественный процесс, свойственный всем людям без исключения. Он заключается в том, что наши нейроны обмениваются импульсами, между ними устанавливаются новые связи. Старые связи при этом могут разрываться. Это происходит, когда мы узнаем что-нибудь новое, учимся, получаем информацию.

Чем больше информации накоплено у нас в памяти, тем лучше работает наше воображение. Ведь мы ничего не придумываем с нуля. Просто берем то, что уже знаем и обрабатываем: объединяем, комбинируем и меняем.

С одной стороны, взрослые в этом отношении выигрывают. Ведь у них больше опыта, больше знаний. Но почему же тогда человек с энциклопедическими знаниями далеко не всегда отличается богатым воображением? Все дело в том, что воображение надо развивать: учиться работать с образами, заставлять мозг активно трудиться. Чем старше человек, чем больше устойчивых связей у него в мозгу, тем труднее «расшевелить» себя, развить воображение.

Дети отличаются особенно живым воображением именно из-за пластичности их мозговых структур, ведь у них меньше устойчивых связей. А значит, им куда проще образовать новые – представить себе невообразимое, придумать невозможное.

Первый и главный способ развития воображение у ребенка – игра. Когда дети играют с предметами, не очень похожими на замещаемые, они дают волю воображению. Так палка может стать конем, литья клена – билетами в театр, рукавичка на резинке – щенком, как в известном мультфильме.

Когда родители дарят детям слишком реалистичные игрушки, они таким образом могут тормозить их развитие и лишать их радости открытий. Кроме того, такие игрушки – плохие помощники в развитии воображения.


«Точеные лакированные фигурки представляли неограниченные возможности использования их для самых разнообразных и заманчивых игр... Особенно же были удобны обе королевы: блондинка и брюнетка. Каждая королева могла работать за елку, извозчика, китайскую пагоду, за цветочный горшок на подставке и за архиерея» [18, с.215]
Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»

Во время игры развитие воображения происходит естественным образом. Но это совсем не значит, что родители и учителя не могут в этом помочь. Существует множество игр и техник, которые не просто способствуют развитию воображения, но позволят родителям проводить время с детьми и получать от этого удовольствия. Для педагогов же эти техники могут стать настоящей находкой, потому что сделают уроки не только более интересными, но и намного более продуктивными.

1.«Несуществующее животное»

Суть игры заключается в том, чтобы представить животное, которое до сих пор неизвестно науке. Легко найти в интернете, как выглядит муравьед или броненосец, а что если где-нибудь там, на Амазонке, существует Бананоплюй или Чернилохвост. Как они выглядят? Чем питаются?

2. «Бином фантазии» 

Эту легендарную методику придумал гениальный итальянский сказочник и педагог Джанни Родари. Ее суть заключается в том, чтобы выбрать два противоположных или никак не связанных по смыслу слова и начать придумать с ними историю. Чем менее похожи слова, тем интереснее может получиться история. Например, если взять слова: морковь и дневник, то их можно объединить в словосочетания: дневник моркови, морковь с дневником, морковь в дневнике, дневник с морковью. А дальше придумывать историю, например о морковке, которая однажды решила вести дневник и записывать в нем все, что происходит в царстве корнеплодов.

3. «Нарисуй настрοение» и «Угадай настроение»

Эту игру можно использовать, чтобы ребенок научился определять и называть свои эмоции, а также эмоции других. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом, другой ребенок или взрослый пытаются угадать. Затем другой игрок пытается изобразить на лице испуг, восторг, грусть, радость, а ребенок угадывает.     

4.  «А что если?»

В этой игре можно делать самые фантастические предположения, а затем вместе с ребенком обсуждать, что произойдет, если предположение осуществится. А что, если завтра все люди на земле начнут ходить на руках? А что, если собаки заговорят? А что, если дети и взрослые поменяются местами? А что, если мороженое будет горячим?

5. Заголовки вперемешку

Еще одна отличная игра от Джанни Родари, в которой можно смешать заголовки газет, журналов или названия книг и попробовать составить из них отдельную историю: «Пожарный снял с дерева рыжего котенка», «Цены на молоко поднялись», «На улицах Берлина видели живого льва», «Ученые выяснили, что сливочное масло полезно для здоровья». Из всего этого может получиться самая настоящая история.

6. Перевирание сказки

Маленькие дети очень трепетно относятся к любимым сказкам, запоминают их наизусть и очень не любят, если родители меняют хоть что-нибудь. Однако дети растут, и со временем им может понравиться идеи переосмыслить любимую сказку. Придумать другой конец, изменить главного героя, его характер, пойти направо там, где по сюжету он идет налево. И подумать, что получится в результате.

Фотография: Caroline Hernandez, Unsplash

Материалы по теме
Интересное
Развитие
Во Франции сахарную вату принято называть «дедушкина борода», в Греции – «бабушкины волосы», в Австралии – «волшебный пух», в Англии...
Психология
Когда наши дети рыдают, это поднимает очень сильные эмоции, напоминает о наших собственных детских травмах.
->